Одним из важнейших направлений профилактической работы школы является профилактика экстремизма среди учащихся. В своей деятельности администрация школы руководствуется следующими нормативными документами:
- ФЗ № 124 от 24.07.1998 (ред. От 03.12.2011) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- ФЗ № 25.07. 2002 № 114 (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности»;
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.09.2010 № 1256 ( ред. От 12.05.2012) «О Программе гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-1015 годы ( программа «Толерантность»);
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
- Федеральный закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 г.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:
• признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
• законность;
• гласность;
• приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
• приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
• сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
• неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.
Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма. Решение поставленных задач по предупреждению экстремизма может быть достигнуто лишь в тесном сотрудничестве школы, семьи, общественных организаций. Необходимым условием на школьном уровне тесное взаимодействие педагога, психолога, социального педагога при поддержке администрации.
Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются:
- организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности в межэтнических отношениях;
- внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания межэтнической толерантности учащихся;
- разработка тематических памяток для родителей учащихся с разъяснением юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов;
- создание в образовательных учреждениях советов старшеклассников.
В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:
- оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространства для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;
- создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом.
Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма; разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.
Цели и задачи деятельности по профилактике экстремизма в молодежной среде:
- создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности в среде молодежи;
- создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;
- создание условий для повышения жизненных шансов подростков и молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
- развитие конструктивной социальной активности подростков и молодежи;
- развитие позитивных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, групп;
- создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи.
Психологическая профилактика экстремистских проявлений у подростков должна идти в образовательных учреждениях в нескольких направлениях:
• создание психологически безопасной поддерживающей, дружественной среды в образовательном учреждении, исключающей психологическое травмирование, как со стороны педагогов, так и в подростковом коллективе;
• выявление подростков групп риска методами, исключающими провоцирование экстремистского поведения;
• проведение серьезной индивидуализированной профориентации для того, чтобы подросток смог справиться с переживанием неопределенной социальной перспективы;
• тренинги с подростками, направленные на помощь в самоидентификации;
• беседы с родителями об особенностях и проблемах подросткового возраста;
• индивидуальные консультации подростков, родителей и педагогов;
• тренинги с педагогами, направленные на осознание ими собственного уровня возрастной толерантности и помощи в выработке умений коммуникации с подростками в кризисных ситуациях.
В целях профилактики экстремизма и терроризма школа взаимодействует с правоохранительными органами, отделом образования и молодежной политики администрации Курортного района Санкт-Петербурга, общественными организациями.
Учащиеся принимают активное участие в следующих традиционных мероприятиях:
• организация празднования Дня Победы. За десятки лет сложилась система мероприятий, традиционно проводимых на муниципальном уровне. К числу таких мероприятий относятся проведение акций «Георгиевская ленточка» под девизом «Я помню! Я горжусь!», «Помним, гордимся, наследуем!», «Бессмертный полк», возложения венков и цветов к мемориалам и памятникам;
• организация подготовки молодежи к военной службе: проведение военизированных эстафет, военно-спортивных игр, соревнований, военно-полевых сборов.